Глава III. Походы Манаса в Среднюю Азию и Афганистан. Покорение Акунбешима
После этого Кайып разгромил калмыков Атбаши, Саянджайлоо, Аксуу, Четинди, Дарбаза, Айгырджал и дошел до теснины Каратюз. Названия Боогачты и Чоечап остались от этого. От множества черных баранов, которых бросило бегущее войско, эта местность названа Каракоюн.
Все бегущие от Кайыпа шли в сторону владений хана Алооке, в Андижан. Сам Кайып, направившись к народу Култка, по ущелью Кызылсуу, напал на Балан-аяра. В войске Кайыпа, нашелся аяр Таскыл, который победил Балана.
Мунар с огромным войском прибыл к правителю Арсы-Калдаю на Кочкоре и вступил с ним в сражение. Войско Арсы, загнанное к Карасуу, оказалось в ловушке, и множество калмыков погибло в водах Челука, при попытке вырваться оттуда. Сам Арсы пытался бежать, но Салагарбатыр, один из воинов Мунара, нагнал его и убил с размаху. Это место названо Арсы.
На Кочкоре оказалось огромное войско во главе с Талды-джайсаном, который окружил войско Мунара и, ранив многих из его воинов, захватил их в плен.
Мунар был очень встревожен тем, что от Манаса и Кайыпа не было вестей. В это время войско Манаса без Кайыпа и Мунара разгромило врага и двинулось в Онбирджилга и Талдысуу, где соединилось все вместе. Устроили проверку войска, выяснили, кто здесь, кого нет.
Бакай и Манас встревожились, что от Кайыпа и Мунара долго нет известий. А пути походов их были опасны, препятствий могло им встретиться много. Поэтому решили они послать им помощь в количестве ста тысяч человек отборных воинов возрастом между двадцатью и тридцатью годами, во главе с Урбю.
В то время, как Мунар находился в полной растерянности и не мог придумать никакого выхода, Урбю двинулся в поход, разгромил калмыков и покорил Кочкор.
Бесчисленные кости погибших в этой битве устилали мрачное поле. Поэтому оно получило название Сёёк. По имени спасающихся бегством воинов-калмыков, те места, где они скрывались и были найдены, получили имена Укок и Кап.
В некоторых местностях калмыки, отчаявшись в возможности спасти свою жизнь, убивали себя сами.
Урбю и Мунар, соединившись, отправились против Кубан-Калдая. Когда они прибыли к перевалу Кызарт, дочь Кубан-Калдая, волшебница Катранг, приняв облик старухи, бродящей по двору и собирающей дрова, пыталась с помощью колдовства помешать их наступлению. Тогда из войска Мунара вышел Арсалан и вступил с ней в борьбу. Никто из них не мог победить другого. Оба они волшебством закрыли глаза воинам обеих сторон, и ослепленные бойцы вступили между собой в жестокую схватку. Когда же их глаза открылись, Кубан сдался без дальнейшего боя.
Когда Урбю и Мунар двинулись дальше против Култка-Калдая, который находился на Суншо, они увидели озеро Дубур, размером в расстояние конских скачек, и все восхищались его водой:
- Как оно спокойно и как красиво! Чудесное место и прелестное озеро! - Сказали они и назвали его Сон-Куль, что значит "чудесное озеро".
В это время джайсаны Дербелджун и Кулан явились к Култка-Калдаю на Нарыне и известили его:
- Пришло войско некоего Манаса и захватили на юге Атбаши, а на севере - Кочкор и Джумгал. Что мы теперь предпримем?